07 сентября - 07 октября 2012 - выставка одной картины «Смерть Багратиона» художника Валентина Мелик-Агамиряна

bagration К 200-летию Отечественной войны 1812 года и
 
к 200-летию смерти П.И. Багратиона
 
7 сентября в 12.00
в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и  войск связи
состоялось открытие выставки одной картины
«Смерть Багратиона» художника Валентина Мелик-Агамиряна 
Старейший военный музей России продолжает цикл выставочных проектов и мероприятий, посвященных 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года, и открывает выставку одной картины - «Смерть Багратиона».
Ее автор - художник Валентин Мелик-Агамирян родился в 1984 году в Москве. В 2003г. с отличием окончил Академический художественный лицей им Б.В. Иогансона и был принят в Санкт-Петербургский государственный академический Институт имени Репина.
С 2005 по 2012 г.  он, под руководством академика и действительного члена РАХ  Александра Быстрова, участвовал в проектах по созданию мозаичных панно для петербургского метрополитена, среди которых станции «Комендантский проспект», «Волковская», «Международная» и другие. За одиннадцать лет профессионального обучения, Валентин Мелик создал более 600 произведений и выиграл ряд художественных конкурсов.  Его работы украшают стены художественных галерей, и находятся в частных коллекциях в Нью-Йорке, Москве и Санкт-Петербурге.
В 2010 г. художник создал монументальное полотно «Ранение Багратиона», ставшее его заключительной работой в институте им. Репина. В том же году картина  была представлена на Дипломной выставке в Рафаэлевском зале Научно-исследовательского музея АХ.
Выбор сюжета дипломной картины был обусловлен в первую очередь стремлением если не воскресить, то хотя бы напомнить в своей работе о возвышенных идеалах прошлого. Ключевой фигурой картины стал героически погибающий генерал Багратион - классический  образ благородного воина, жертвующего собой во имя победы. По сути, «Ранение Багратиона» - это манифест художника о понятиях долга, чести и достоинства через изображение события мирового исторического масштаба. Следующая крупная работа - «Смерть Багратиона», написанная спустя два года, стала продолжением избранной художником темы.
Один из последних выпускников мастерской вице-президента РАХ, академика
А.А. Мыльникова, художник  находился под впечатлением от творчества монументалистов старшего поколения и во многом на них ориентировался. Картина  «Смерть Багратиона» - великолепный образец  современной монументальной академической живописи, в которых отражается влияние, называемое сейчас «школой Быстрова».
 Историческая справка:
В сражении при Бородино 2-я армия генерала от инфантерии, князя Петра Ивановича Багратиона (1765-1812), составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона. К 11-му часу утра Наполеон сконцентрировал против Багратионовых флешей около 45 тысяч пехоты и кавалерии, и почти 400 орудий. Эту решающую атаку русская историография называет 8-й (а французы – 4-й).  Багратион, видя, что артиллерия флешей не может остановить движение французских колонн, возглавил всеобщую контратаку левого крыла, общая численность войск которого составляла приблизительно лишь 20 тысяч человек. Натиск первых рядов русских был остановлен и завязался жестокий рукопашный бой, продолжавшийся более часа. Перевес склонялся на сторону русских войск, но во время перехода в контратаку раненый осколком ядра в бедро Багратион упал с лошади и был вывезен с поля битвы. Осколок ядра раздробил генералу большеберцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался.
Весть о ранении Багратиона мгновенно пронеслась по рядам русских войск и оказала огромное воздействие на русских солдат. Командование 2-й армией принял на себя генерал П.П. Коновницын. На следующий день Багратион упомянул в своём донесении царю Александру I о ранении: «Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола…»
Полководец был перевезён в имение своего друга, также участвовавшего в Бородинской битве генерал-лейтенанта князя Б.А. Голицына (его жена приходилась четвероюродной сестрой Багратиону, а их сын, Н. Б. Голицын, был его ординарцем), в село Сима Владимирской губернии.25 сентября 1812 г. князь Пётр Иванович Багратион умер от гангрены, спустя 18 дней после ранения.
  
В этот же день в музейную экспозицию возвращается после длительной реставрации макет «Отражение второй атаки французов на батарею Раевского в сражении при Бородино», созданный из сотен оловянных солдатиков.  Макет разрабатывался в 1957-1959 гг. еще молодым тогда сотрудником музея, а сейчас Заслуженным работником культуры РФ, старшим научным сотрудником Л.К. Маковской.  Макетчики – известный историк-коллекционер О.В. Харитонов и Т.Я. Черных.   В 2012 году макет прошел комплексную реставрацию в стенах музея (научный консультант – Е.И. Юркевич, реставраторы – О.П. Платонова и Е.С. Иванова, авторы фигур – В.Ф. Мезенев и П.К. Корнаков).
 
Историческая справка:
Основные атаки Наполеон направил на центр и левый фланг русской позиции — батарею Раевского (известна также как Центральная, Курганная или Шульмановская по фамилии командира занимавшей высоту 26-й артиллерийской бригады полковника Шульмана) и Семеновские (Багратионовы) флеши. Вместе с пехотой и кавалерией насмерть дрались с врагом и артиллеристы, выполняя приказ, данный перед сражением начальником артиллерии русской армии генерал-майором Александром Ивановичем Кутайсовым (1784–1812).
Трижды атаковали французы батарею Раевского и дважды были оттуда выбиты. Во время второй контратаки погиб А. И. Кутайсов. Тело его после боя так и не было найдено — на русские позиции вернулся только конь Александра Ивановича с окровавленным седлом. Отличился в схватке за батарею и В. Г. Костенецкий, к тому времени уже генерал-лейтенант. Взяв банник, как и при Аустерлице, он вместе с рядовыми артиллеристами яростно крушил им атакующих французов. Две пехотные и две кавалерийские дивизии французов с трудом смогли сломить сопротивление ее защитников, истекавших кровью. Впрочем, благодаря массированному огню русской артиллерии противник к исходу дня вынужден был оставить батарею.
Адрес музея: г. Санкт-Петербург, Александровский парк, 7 (Станция метро «Горьковская»)