28 - 03 - 2024
  • Pochtalion sait
  • Apollonia
  • konk det
  • kult stol
Приоритетные анонсы

Скидка на рекламные акции

Скидка на рекламные акции

Курьерская рекламная служба "Почтальонъ" объявляет акции на распространение вашей рекламы! Звоните по номеру 964-93-63 и узнавайте условия и размеры скидок!  

Подробнее...
  • Pochtalion sait
  • akademia banner
  • konk det
  • Apollonia
  • Shahmen  SPB

Мегаполис жизнь города - газета Санкт-Петербурга. Средство массовой информации. Общественно-информационное издание. Газета в печатном варианте выходит 1 раз в месяц. Новости и анонсы на сайте газеты обновляются каждый день. Старая версия сайта доступна по адресу: http://old.megapolis812.ru

Статьи

«Собралися англичане с Русью воевать»

krim160 лет назад началась война, известная по истории, как Крымская. На Крымский полуостров отправились многие врачи, фельдшеры и сестры. Мариинская больница отправила в госпитали Симферополя и Карасай-Базара 7 фельдшеров и 30 сердобольных испытуемых (так именовались тогда медицинские сестры больницы). В госпиталях Крыма работали будущие главные врачи больницы В.И. Алышевский и Э.В. Каде.
Героическая оборона Севастополя заслонила другие события, связанные с Крымской войной. В публикациях, посвященных событиям той поры, редко упоминают о боевых действиях в Балтийском море.
В 1850 году в Палестине разгорелся спор между православным и католическим духовенством о храмах в Иерусалиме и Вифлееме. Под давлением Франции турецкий султан решил вопрос в пользу католиков. Спор из-за святых мест сыграл роль детонатора в давно назревавшем европейском конфликте.
18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием вице–адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкую эскадру в Синопской бухте.
Мобилизация войск в  России началась задолго до объявления войны.
От Перми до Колхиды,
От хладных финских скал
До северной Тавриды,
От потрясенного Кремля,
От стен недвижного Китая
Стальной щетиною сверкая
Восстала русская земля!
Спасая Турцию от неминуемого поражения, в январе 1854 года в Черное море вошла англо–французская эскадра. Высочайшим манифестом от 9(21) февраля 1854 года до всеобщего сведения было доведено о несогласии России с Англией и Францией.  В марте русские войска перешли через Дунай. 15 марта английская королева Виктория объявила войну России. Днем позже это сделал Луи Бонапарт.
Соединенная англо-французская эскадра вице-адмиралов Ч. Непира и А. Ф. Персеваля-Дюшена в составе 11 винтовых и 15 парусных линейных кораблей, 32 пароходов-фрегатов и 7 парусных фрегатов блокировала русский Балтийский флот (26 парусных линейных кораблей, 9 пароходов-фрегатов, 9 парусных фрегатов) в Кронштадте и Свеаборге.
В столице России появление неприятельской армады переполоха не произвело. Общество отнеслось к громадному флоту в Балтийских водах  как–то особенно спокойно. «У нас о Балтийском флоте англичан никто не думает, - писал 6 апреля  директор педагогического института И.И. Давыдов.- По мудрой предусмотрительности обожаемого нашего отца отечества, мы спокойно занимаемся делами, как и всегда прежде».
И.С. Тургенев  поселился на даче между Петергофом и Ораниенбаумом, и у него 20 июня завтракали граф А.К. Толстой, Маркевич, Анненков и Некрасов, а сам он ездил на Красную Горку, чтобы смотреть оттуда на английский флот. Некрасов, тоже снимавший вместе с Панаевым дом неподалеку от Тургенева, рассказывал, как хорошо были видны корабли 14 июля, как дребезжали окна от залпов кронштадских пушек. В тот день Некрасов набросал стихи:
Великих зрелищ, мировых судеб
Поставлены мы зрителями ныне:
Исконные, кровавые враги,
Соединясь, идут против России;

Вся Императорская фамилия предполагала в апреле поселиться в Петергофе. Никого не смущали производившиеся в виду Кронштадта маневры судов союзников. «Вид судов англичан меня ободрил – писал А.К. Толстой Ф.И. Тютчеву 19 июля. – Я их видел сегодня утром, я был верст 15 за Ораниенбаумом, на Бронной горе, откуда их было видно отлично, я насчитал 31 судно».
Петербург относился к флоту как к очень интересному зрелищу. Вереница посетителей всегда виднелась на дороге к Ораниенбауму. «Великолепная картина, – писал Тютчев.- Чтобы создать ее, неприятелю пришлось прибыть издалека с большими издержками. Враждебности в нашей толпе не наблюдалось, напротив, благодушная насмешка играла здесь и там на лицах. Особенно много смеялись, вспоминая известие, недавно сообщенное в иностранных газетах, будто Петербург в ужасе, будто все население бежало и на защиту столицы приведено 40 000 башкир». «Чувствовалось, продолжал он, - что присутствуешь при одном из   наиболее торжественных событий всемирной истории».
Флот неприятеля, состоящий из 70 парусных судов и 10 пароходов, вытянулся в две линии перед Толбухиным маяком, а затем подошел к фортам Александр I и Павел I. Пароходы неприятеля приблизились к южному фарватеру, но до линии нашего огня не подходили. Артиллеристы на Косе стояли наготове и калили ядра. В бинокли отлично можно было видеть неприятеля. Около получаса он простоял против Косы и вернулся к Толбухину маяку. С парохода «Владимир» прозвучал выстрел вдогонку, неприятель ответил, но без причинения вреда. Обогнув Толбухин маяк, пароходы пошли по северному фарватеру и, сделав несколько выстрелов в тыл укреплениям Косы, двинулись далее к Кронштадту, где обменялся выстрелами с поручиком Шишковым. Пароходами командовал Сеймур.  На северном фарватере неприятель вытащил одну нашу мину. При исследовании ее произошел взрыв, в результате которого Сеймур окривел.
Все лето неприятель то приближался к Кронштадту, то удалялся от него. В сферу нашего огня он никогда не заходил.
Союзники вроде бы не собирались наступать крупными силами на Петербург. Англичане всякий день высаживали десанты от двадцати до пятидесяти человек на неохраняемые берега.
По свидетельству полковника Мошнина, адмиралу Непиру на русском катере ежедневно возили свежую пищу. Чем объяснялась такая любезность – трудно объяснить.
Не решившись атаковать базы Балтийского флота, союзный флот двинулся в глубь Финского залива. Они бомбардировали ряд населенных пунктов в Финляндии.
По приближении к берегам Финляндии англо–французов, здешние жители стали уходить от неприятеля и вооружатся. Финляндцы сформировали 6 стрелковых батальонов, а граждане Або, Бьернберга, Гамле-Карлебю и других городов сформировали на собственный счет вольных стрелков. В Бьернборге отставной капитан Стремберг и купец Борго вооружили 70 стрелков двуствольными ружьями и вместе с войском отправили на форпостную службу.
Финляндское дворянство и поземельные владельцы строили за свой счет магазины для хранения хлеба и лазареты для больных, а финляндки готовили для них корпию и бинты, и составляли общества сестер милосердия для ухода за ранеными.
Получив отпор у Экенесса, Гангута, Гамле-Карлебю и Або, союзники спалили верфи Брагестада и Улеоборга, и, высадив 11 тысячный десант на Аландские острова, взяли крепость Бомарзунд, гарнизон которой составляли неполные две тысячи военнослужащих.
Захват крепости Бомарзунд был единственным успешным делом союзного флота. Взяв Бомарзунд, неприятель торжествовал. В английских газетных известиях говорилось: «В восемь дней мы уничтожили глыбы гранитных валов, которых камни нигде не могли устоять против нас». Упоение славой на Западе было всеобщим. В воображении обывателей Бомарзунд превратился в величественную крепость, от которой не осталось камня на камне.
Когда прошел пыл первого восторга, и когда французы и англичане ближе рассмотрели действительность, то она оказалась для них непривлекательной. Шум радости сменился раздражением, насмешками, укорами. Действия флота в Балтийском море стали называть вообще жалкими и смешными. Лондонская Times писала: «Английские пушки не говорили в Балтийском море. Они, правда, пошептали перед Бомарзундом, но вся Европа ждала того, чтобы голоса раздались перед Кроншадтом и Свеаборгом. Трудно было нанести военной чести Англии на море более тяжелый удар, чем тот, который нанесен от событий в Балтийском море».
16 октября  Times подвела итоги летней кампании 1854 года на Балтике: «Флот выступил под паруса при восторженных кликах народа, который уже думал увидеть весь Петербург или, по крайней мере, уцелевшие остатки этого города. Европа ждала подвигов неустрашимого Непира, который, как она знала, не будет довольствоваться скромным завтраком в Кронштадте, а разом пойдет обедать в Петербург. Нужно было дождаться союзников, чтобы поделиться славой. Но пришлось вместе с ними присутствовать при печальном происшествии у Гангеудда. Карлуша был слишком счастлив, что при содействии будущего французского маршала мог овладеть Бомарзундом».
Мир искусства откликнулся на события войны. Художник В. Сверчков делал зарисовки непосредственно на месте событий. Уже в то время достаточно известный среди художников, и не только (в 1850 г. получил малую золотую медаль за картину "Внутренний караул в Зимнем дворце от лейб-гвардии Преображенского полка", выполненную по заказу самого Императора), он жил на острове Котка. Уже в апреле 1855 года он издал в Петербурге альбом «Эскизы из войны в Финляндии 1854 года».
Художник И. Айвазовский, только что вернувшийся с Черного моря, где шли в то время кровопролитные бои, желая содействовать благотворительной цели «Санкт-Петербургского женского комитета для вспоможествования недостаточным семействам воинов, назначенных для защиты столицы и прибалтийских берегов», предоставил этому комитету написанные им 4 картины, изображающие Синопское дело, «с тем, чтобы сборы за вход (по 25 копеек) обращены были в пользу лиц, вспомоществоваемых комитетом». Выставка была устроена в Петергофе, откуда можно было видеть дымы неприятельской эскадры.
Абосский архитектор Хиевиц подарил  великому  князю Константину Николаевичу картину, изображающую дело при Рунсалме (дело канонерских лодок с английскими пароходами 10 августа), за что был поощрен  бриллиантовым перстнем.
Появились польки и вальсы, и романсы на современные мотивы: «Смех чухонца», муз. К. Лядова  (Майнист плакал, горевал). И. Гунгль и А. Абрамович так же изощряли свои фантазии, составив «Чухонскую польку» на мотив «Плач чухонца». Заглавные листы нот были украшены рисунками финнов (финн в шляпе, финн приплясывающий) и т.д.
Наиболее пристойно из  народного поэтического творчества выглядело стихотворение И. Татаринова «Непир у Кронштадта»:
Собралися англичане
Для повадки – францужане,
С Русью воевать
И пришедши в наше море
На свободе на просторе,
Ну лавировать.
Мы давно вас дожидаем,
Уж гостинцы припасаем-
Здесь не Багерстад.
Нет, не взять, Непир, столицу,
На Крыловскую «Синицу»
Сходен богатырь.
 Во второй половине августа во Францию отправился десантный отряд. В октябре ушли из Балтийского моря последние неприятельские суда. Кампания 1854 года закончилась.
В 1855г. объединенная эскадра вновь появилась в Финском заливе. События развивались также вялотекущее, но, тем не менее, 12 июля в Мариинской больнице было открыто 120 сверхштатных коек, для помещения больных воинских чинов.
P.S. Еще раз Непир вернулся в Петербург (уже Петроград) через 65 лет. В ночь с 17 на 18 августа 1919г. английские торпедные катера атаковали корабли, стоящие на Кронштадском рейде. Но из 14 выпущенных торпед в цель попало только две. В результате была потоплена база подводных лодок “Память Азова” (в 1882-1907гг. крейсер) и получил пробоину броненосец “Андрей Первозванный”. После атаки уходящие с Кронштадского рейда английские торпедные катера попали под огонь орудий эсминца “Гавриил” и через несколько минут 3 катера были потоплены, 3 других потеряли ход и были затоплены их экипажами, которые на единственном уцелевшем катере добрались до Гельсингфорса.
Поблизости от Кронштадта подняли из воды и взяли в плен нескольких английских моряков, в том числе и командира отряда торпедных катеров лейтенанта Непира. Это был внук адмирала Непира.

А. Ковалевский, руководитель музея истории Мариинской больницы, СПб

Рисунок: Лорд Чарльз Нэпир делает высадку в Ораниенбауме.
«Петербург в карикатурах». Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушева. Автор Полевой С.И.


Мегаполис жизнь города.
Газета Санкт-Петербурга.

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Анонсы

RED BULL MUSIC ACADEMY CLUB NIGHT / KODE 9, Ilya Rasskazov, Dub i prosto Derevo (live)

2 апреля петербургский музей современного искусства Эрарта зальется уникальными музыкальными подборками от Kode9, Ilya Rasskazov, и живым выступлением от Dub i Prosto Derevo, в рамках проекта Red Bull Music Academy...

Подробнее...