18 - 05 - 2024
  • Pochtalion sait
  • Apollonia
  • konk det
  • kult stol
Приоритетные анонсы

Скидка на рекламные акции

Скидка на рекламные акции

Курьерская рекламная служба "Почтальонъ" объявляет акции на распространение вашей рекламы! Звоните по номеру 964-93-63 и узнавайте условия и размеры скидок!  

Подробнее...
  • Pochtalion sait
  • akademia banner
  • konk det
  • Apollonia
  • Shahmen  SPB

Мегаполис жизнь города - газета Санкт-Петербурга. Средство массовой информации. Общественно-информационное издание. Газета в печатном варианте выходит 1 раз в месяц. Новости и анонсы на сайте газеты обновляются каждый день. Старая версия сайта доступна по адресу: http://old.megapolis812.ru

Статьи

Больница имени Куйбышева (Мариинская) в годы блокады

mariinka blokВойна, блокада. Беспристрастные свидетели событий трагического времени -  архивные документы, личные вещи участников событий, хранящиеся в музеях, могут поведать о многом.
Обычная книга приказов по больнице, как летопись, день за днем рассказывает о происходящем в те годы.
Вот записи в этой книге, сделанные в первый военный понедельник: «Полагать отсутствующими на работе с 23 июня 1941г. ввиду призыва в РККА: Мусин А.Г., зав. нервным хир. отделением, Суляк Л.И., зав. 4 тер. отд., Чистович О.Ф., врач–терапевт, всего—63 человека». На следующий день в армию призвано 20 человек, 25 июня - 17, 26 июня - 7, 27 июня - 18, 28 июня - 14.
Число медиков из-за ухода на фронт резко сократилось.
С 1 июля в больнице было развернуто почти 800 оперативных коек, подчиненных эвакуационному госпиталю ФЭП №  50.
Больница превратилась в эвакопропускник, оставаясь лечебницей и для гражданского населения.
Хирурги и операционные сестры сутками не отходили от операционных столов, обрабатывая раненых.
Кажется, враг еще далеко, но Главный врач 30 августа в приказе предписывает ускорить устройство на территории больницы щелей-траншей для укрытия во время бомбежек.
4 сентября на улицах города разорвались первые фугасные снаряды. 19 сентября, после прямого попадания авиабомб в здания больницы, вышли из строя 2 лаборатории, 4 хирургических отделения, приемный покой и туберкулезное отделение. Больница лишилась 3-х операционных и 5-ти перевязочных. Хирургические больные были переведены в коридоры терапевтического корпуса, а затем в бомбоубежище. 5 ноября вышло из строя ушное отделение.
Вскоре больница оказалась в критическом положении: не было электричества, отопления, воды, не работали процедурные аппараты, не вывозились нечистоты, двор больницы был завален телами умерших, так как морг не работал. Сохранилась докладная записка и.о. Главного врача В.И. Мордвинкиной секретарю Куйбышевского райкома партии, в которой описано катастрофическое положение, сложившееся в больнице. Двор больницы удалось освободить от трупов лишь после специального заседания райкома партии.
В самые тяжелые месяцы блокады на почве недоедания и белкового голодания среди больных и служащих стали проявляться признаки алиментарной дистрофии.
В книге приказов все чаще стали появляться такие записи: «Исключить из списка служащих ввиду смерти: с 1.01.1942г. - Войтова И.А, кочегара, Нестеренко А.Ф, санитара, Брезинскую, м\с, Пешехонова, ночного сторожа, Михайлова С.М., привратника, Безредецкую, делопроизводителя, с 12.01 — Рожнову З.М., привратника, С 13.01 — Савельева А.С., рабочего по двору, С 15.01 – Теннова М.К., зам. главного бухгалтера, С 16.01 - Смирнову А.Я., прачку, Ильина И.И., пароотопленца».
Приказы были и такие: № 56 от 24 февраля: Исключить из списка служащих, ввиду отсутствия на работе без предъявления оправдательных документов: Баранихину А.В. с 25.11, Капитонова И.К. с 10.12, Струмилло с 19.11– всего 24 человека. Причина отсутствия стала известна позже – смерть.
И все-таки больница была одним из немногих мест в городе, где спасали жизни сотням людей, потому что их там кормили. При больнице был открыт пункт питания, работе которого помогали ученые-диетологи, изобретая необычные рецепты насыщающих блюд. Для спасения жизни людей было введено казеиновое питание. На кухне больницы под руководством профессоров С.М. Рысса и И.О. Неймарка стали готовить из технического казеина «заполнители» - блюда не питательные, но создающие ощущение сытости. Разнообразные блюда, мастерски изготовленные Н.А. Хализовым и сотрудниками кухни Мироновым и Андреевой, быстро восстанавливали здоровье больных и возвращали людей на работу. Блюда из этих веществ демонстрировались на пяти выставках. В феврале Витаминный институт открыл в больнице показательный хвойный цех, а с весны в питание больных была введена соя.
Но и в больницу продовольствие поступало по общегородским лимитам. С 6 марта вводятся правила, согласно которым больные, находящиеся на лечении, зачисляются на довольствие. Ответственным за организацию и ведение дела по «отобранию продкарточек от гражданского населения» назначается начальник продснабжения Студенцов.
С наступлением весны вся свободная территория больничного сада была занята под огороды. Но и огороды нужно было охранять. Приказ № 223 от 8 августа 1942г. гласил: «В ночь с 12 на 13 июля вахтер Штипельман Р.М. оставила без присмотра проходную, проникла на рабочие огороды и сорвала с гряд до 33-х растений капусты. Дело о хищении вахтером Штипельман Р.М капусты с огорода было передано в нарсуд. Нарсуд 2-го участка Куйбышевского района приговорил к 1 году лишения свободы».
В эти трудные годы больница оставалась школой подготовки молодых врачей и ученых. Продолжались занятия у студентов Педиатрического института, врачи–педагоги готовили к защите диссертации на различные темы. Вот еще один из приказов того времени: «Пр. № 88 от 27.03 1942г. — Считать в отпуске Архангельскую М.С., заведующую 3 хир. отделением с 26.03 по 10.04 без сохранения содержания для подготовки к защите диссертации».
В течение только 1943г. вышло 9 сборников трудов врачей ФЭП № 50, было проведено 11 конференций врачей, 90% врачей вели научные работы.
Больница располагала большой библиотекой (около 7,5 тысяч томов). Два библиотекаря-книгоноши два раза в неделю разносили по всей больнице книги. Индивидуальные запросы больных, особенно «национальных меньшинств», обеспечивались через Публичную библиотеку.
К зиме 1942\43гг. стали готовиться заранее. С 4 сентября, в соответствии с решением Ленгорисполкома, работники хозчасти больницы приступили к слому домов, выделенных для заготовки дров.  19 сентября приказом Главного врача начальнику штаба МПВО Хорошеву «за плохую организацию работ по размещению на территории больницы заготовленных дров  и плохую охрану таковых, несмотря на неоднократные приказания», был объявлен выговор.
 К следующей зиме стали готовиться уже с весны. На заготовку дров в пригородные районы направляются специальные отряды, а на территории больницы готовятся площади для хранения дров. «Пр. № 78 от 11.04 1943г. Инженеру Соловьеву обеспечить дровяную площадку необходимым количеством козел для распиловки дров, которые тут же должны быть складированы. Колка дров в других местах, а тем более в помещении, строго должна быть запрещена». В этот же период для отопления больницы начинают использовать торф, и с февраля, группами по 9 человек, сотрудники командируются на заготовку этого вида топлива. Уклонение от участия в этой работе чревато последствиями: дело отказавшейся выехать на торфозаготовки санитарки Приемного покоя Титовой передается в суд, она приговаривается к 5 месяцам исправительно-трудовых работ с вычетом 20% из заработной платы.
Заготовленные дрова нужно было сохранить до зимы – были среди сотрудников люди не чистые на руку: «Пр. № 162 от 18.06. 1943г. Нарсуд 2-го участка Куйбышевского района приговорил Павлову А.М. к 4 месяцам  исправительных работ с вычетом 20% из зарплаты, но, учитывая состав преступления, выразившийся в краже дров, изменил первоначальный приговор, заменив одним годом тюремного заключения, с немедленным заключением под стражу».
Из-за недостатка дров прекращается работа агрегата для стирки белья, и прачечная переходит на ручную стирку в три смены.
В это время в больнице появляется газогенераторный автомобиль, который питается только сухими березовыми дровами.  Приказом от 15 апреля запрещается пользование таковыми, по мере поступления их надлежало окорить, расколоть и складировать в надлежащем для сушки месте. Шофера больницы Крылов направили на стажировку на автобазу Горздравотдела.
В апреле, в соответствии с постановлением ЛГЗО, с профилактической и лечебной целью в больнице вводится дрожжевое питание. Необходимую для изготовления дрожжей муку предлагалось брать за счет 50 грамм от ежедневной нормы хлеба, что соответствовало 30 граммам муки. Каждому больному ежедневно выделялось 550 грамм хлеба и один стакан мучных дрожжей.
Враг еще обстреливает Ленинград с Пулковских высот, с «Большой землей» город связывает лишь тоненькая ниточка железной дороги сквозь «коридор смерти», а ленинградцы верят в неотвратимость возмездия.  9 июня 1943г. (приказ  № 153) «для учета ущерба, причиненного немецко-фашисткими захватчиками и их сообщниками» при больнице создается комиссия под председательством Главного врача Томашевского.
За лето силами работников больницы удалось произвести ремонт клуба, и 11 сентября  состоялось его открытие с торжественной частью и участием артистов города.
14 сентября издается еще один приказ, подкрепляющий веру в Победу:  «Приказ № 254: Для составления истории деятельности больницы  за время войны создать историческую комиссию под моим председательством при заместителе В.И. Мордвинкиной. Гл. врач Томашевский».  
 18 сентября в больнице происходит еще одно важное событие: открывается баня для сотрудников больницы: по субботам с 3 до 21ч. — для женщин, с 21 до 22ч. для мужчин, по воскресеньям: с 8 до 9ч. для мужчин, с 9 до 15ч. для женщин.
Снабжение электроэнергией всю блокаду было одной из актуальнейших проблем. Устанавливались жесточайшие лимиты, превышение которых грозило штрафами, как предприятию, так и лично руководителю. В ноябре больница в очередной раз была оштрафована на 5000 рублей, лично Главный врач – на 500 рублей (при окладе 1400руб.).
В декабре 1943 года «За хорошую постановку лечебного дела и за образцовую подготовку к зиме» больнице им. Куйбышева было вручено Переходящее Красное Знамя Исполкома Ленинградского городского Совета депутатов.
Победа была уже совсем близко.
Вечером 27 января 1944 года праздничный салют возвестил о полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады.
Приказом от 30 мая 1944г. больнице устанавливался план восстановительных работ на сумму 850 тыс. руб. Все квалифицированные работники технической части переводились на 10 часовой рабочий день. Бойцы, находящиеся на излечении, в порядке трудотерапии привлекались к ремонтно-восстановительным работам на территории больницы.
Наступил долгожданный май 1945 года. Сотрудники больницы, участники всех крупнейших сражений войны, от Ленинграда, Сталинграда, Мурманска, Курска дошедшие до Варшавы, Берлина, Праги и Дальнего Востока стали возвращаться к своей мирной работе. Каждый из них мог сказать вместе с Ольгой Берггольц : «Мы сами этот день завоевали».
В настоящее время в больнице имеется музей истории. Значительная часть экспозиции, обновленной накануне 70-летия разгрома фашистских войск под Ленинградом, посвящена событиям той поры. В экспозиции представлены документы, фотографии, личные вещи и инструменты, книги – свидетели тех трагических лет. Здесь же открыта временная выставка фотографий и открыток блокадного города.

Заведующий музеем истории Мариинской больницы А. Ковалевский.

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Анонсы

RED BULL MUSIC ACADEMY CLUB NIGHT / KODE 9, Ilya Rasskazov, Dub i prosto Derevo (live)

2 апреля петербургский музей современного искусства Эрарта зальется уникальными музыкальными подборками от Kode9, Ilya Rasskazov, и живым выступлением от Dub i Prosto Derevo, в рамках проекта Red Bull Music Academy...

Подробнее...